С 22 по 24 апреля в г. Нижневартовске прошёл учебно-методический семинар тренеров по настольному теннису Уральского Федерального Округа, организованный Федерацией настольного тенниса России.
На семинаре, прошедшем в Нижневартовском Государственном Гуманитарном Университете, были затронуты актуальные вопросы планирования процесса подготовки спортсменов на современном этапе развития настольного тенниса. В мероприятии, вызвавшем большой интерес в регионе, приняло участие более 40 тренеров Уральского и Сибирского Федеральных Округов России. В качестве основных докладчиков выступили профессор, доктор педагогических наук Галина Васильевна Барчукова и мастер спорта международного класса, личный тренер игрока национальной сборной команды России Игоря Рубцова Сергей Евгеньевич Тяпкин.
Президиум
В течение двух дней участники семинара получили исчерпывающую информацию о современных тенденциях развития настольного тенниса, об изменениях, которые произошли в технике и тактике игры за последние годы, проанализировали структуру современного защитного стиля игры, а также детально разобрали методику планирования тренировочного процесса на современном этапе.
Участники семинара
Стоит отметить и великолепную организацию мероприятия. Президент Федерации настольного тенниса ХМАО-Югры Кузин Олег Петрович приложил немало усилий для обеспечения плодотворной работы семинара. Для его проведения был предоставлен актовый зал НГГУ, оборудованный по последнему слову техники. Благодаря таким условиям участники могли не только слышать выступающих, но и смотреть видеоролики на большом экране с помощью проектора.
Участники семинара
В первый день после теоретических занятий слушатели семинара имели уникальную возможность увидеть мастер-класс Сергея Евгеньевича Тяпкина. Для его проведения организаторы семинара предусмотрели переезд всех участников на комфортабельном автобусе в современный дворец спорта г. Излучинска, где собрались лучшие теннисисты ХМАО и их личные тренеры. Все присутствующие спортсмены, а также некоторые участники семинара смогли попрактиковаться у стола и получить ценные рекомендации от молодого и перспективного специалиста.
Мастер-класс Сергея Тяпкина
Открытый урок Сергея Тяпкина и Сергея Астахова
По завершении семинара каждый участник получил сертификат, подписанный президентом ФНТР Виктором Васильевичем Батовым, а также ДВД-диск с методическими материалами по настольному теннису. Согласно утвержденному плану, очередной выездной учебно-методический семинар тренеров состоится в г. Воронеже в конце июня 2011 года.
Во время семинара
Фото на память
Коллективное фото в спортзале
Нам удалось взять интервью у президента Федерации настольного тенниса ХМАО-Югры Олега Петровича Кузина, в котором он изложил свои взгляды на проблематику и развитие современного российского настольного тенниса.
- Уважаемый Олег Петрович, в вашем регионе впервые состоялся выездной учебно-методический семинар тренеров УрФО. Ваши впечатления?
Более полным ответ на этот вопрос будет, если начать с наших ожиданий этого мероприятия.
С одной стороны, решение провести семинар в Ханты-Мансийском автономном округе, а именно в г. Нижневартовске, явилось для нас совершенно неожиданным. Дело в том, что первоначально он был запланирован в г. Екатеринбурге. Эта новость для нас была просто потрясающей и радостной – мы впервые почувствовали себя значимыми и неодинокими в своей работе! Было очень приятно, что, несмотря на наш скромный вклад в развитие отечественного настольного тенниса, Федерация настольного тенниса России решила провести семинар тренеров УрФО именно у нас.
С другой стороны, мы увидели в этом новую реальную и обнадеживающую нас заинтересованность ФНТР в поддержке и развитии настольного тенниса во всех уголках России. И это оказалось для нас еще одним не менее важным событием.
Все ведущие тренеры, специалисты, тренеры-общественники и просто игроки нашего округа были оповещены о семинаре и с огромным интересом ждали его проведения, ведь к нам впервые приезжали представители ФНТР и очень известные и авторитетнейшие специалисты: доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой настольного тенниса Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма Галина Васильевна Барчукова, мастер спорта международного класса, личный тренер игрока национальной сборной команды России Игоря Рубцова Сергей Евгеньевич Тяпкин, член Исполкома Федерации настольного тенниса России Сергей Владимирович Астахов.
Со стороны Федерации настольного тенниса Югры были проведены соответствующие организационные мероприятия и мы постарались сделать всё от нас зависящее, чтобы обеспечить его высокий уровень проведения.
И вот, семинар тренеров завершился. Сказать, что он был для нас чрезвычайно важен и жизненно необходим – значит не сказать ничего. В подготовке спортсменов мы, конечно же, знали наши слабые стороны, которые были определены во многом и объективными и, частью, субъективными причинами нашей реальной жизни. Но чтобы увидеть это столь убедительно и понять, насколько работа наших тренеров в подготовке классных спортсменов далека от совершенства нам хватило одного семинара: то, что практически невозможно доказать тренерам на словах, было доказано визуально буквально за несколько минут в результате мастер-класса Сергея Евгеньевича Тяпкина, мастера спорта международного класса и личного тренера игрока национальной сборной команды России Игоря Рубцова. Я не зря повторяю полностью спортивное звание и должность Сергея Евгеньевича: сочетание личного высокого спортивного мастерства и убедительные способности классного тренера сотворили маленькое земное чудо на далекой северной земле - Югре! Удивительная пластика, отточенность, идеальность и спортивная грация в исполнении основных движений и ударов в настольном теннисе заворожила и обезоружила всех, кто присутствовал на мастер-классе: и игроков, и тренеров и просто зрителей! Браво! Добавьте к этому научно обоснованные ёмкие, точные, лаконичные и выверенные комментарии Галины Васильевны Барчуковой, получится идеальное сочетание науки и практики в действии!
Именно в едином соединении научных изысканий и практических навыков мне и видится будущее российского настольного тенниса.
Все, что нами было увидено и услышано, обязательно скорректирует в нужную сторону всю нашу тренерскую работу при подготовке классных спортсменов настольного тенниса. Теперь у нас есть ориентиры, заданные авторитетнейшими людьми. Будем работать. У нас всё ещё впереди. И мы настроены оптимистически.
- А как обстоят дела с тренерскими кадрами в ХМАО-Югре ?
Я считаю, что сами по себе тренерские кадры, какого бы они ни были высочайшего уровня квалификации, в настольном теннисе ничего не решат без соответствующего материально-технического обеспечения. Поэтому на вопрос о том, как обстоят дела с тренерскими кадрами в ХМАО-Югре, отвечу просто: я преклоняюсь перед всеми тренерами настольного тенниса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры , за то, что они, подчинив всю свою жизнь этому прекрасно виду спорта, самоотверженно трудятся в меру своих сил, знаний и возможностей, несмотря на все трудности, которые они преодолевают, и лишения, которые они порой испытывают. Спасибо вам, уважаемые тренеры, а так же спортсмены-ветераны, взявшие на себя добровольные функции тренеров-общественников. Спасибо!
Хочу подчеркнуть, что со стороны окружного Департамента физической культуры и спорта, отдельных руководителей комитетов, управлений, отделов по физической культуре и спорту на местах, некоторых руководителей детских спортивных школ оказывается реальная поддержка региональному настольному теннису и тренерам: растёт количество официальных соревнований, строятся и вводятся в эксплуатацию спортивные комплексы, в которых открываются секции и школы настольного тенниса (г. Нижневартовск, г. Лангепас и др.), ряд тренеров обеспечены жильем. И это не разовая практика - это планомерная утверждённая и профинансированная государством работа. Но…
Но этих средств на сегодняшнем этапе совершенно недостаточно, учитывая стремительное развития настольного тенниса (его техники и технологий), с учётом высоких требований к физической и тактической подготовке спортсменов, с учетом поставленной задачи подготовки игроков мирового уровня.
Замкнутый круг, в котором оказался настольный теннис - дайте нам результат, тогда мы дадим вам достаточно средств - должен быть решён однозначно и в кратчайшие сроки нашим государством. Государство, в силу своих обязанностей перед своими гражданами, должно первым оказать им содействие (тренерам, игрокам) и профинансировать их конкретный план подготовки классных спортсменов в рассчитанном объеме и на длительный период. И ссылки на западный пример о спонсорах и т.д. и т.п. для России совершенно не к месту, учитывая сложившиеся у нас социальные и экономические отношения, учитывая огромную территорию России и многомиллионную численность спортсменов настольного тенниса.
Конечно, мы крайне заинтересованы в высококвалифицированных и опытных тренерах, способных подготовить игроков мирового уровня. Однако реальное положение таково, что не только таких опытных тренеров, а и просто тренеров со специальным образованием у нас катастрофически не хватает. И на привлечение к нам тренерских кадров нет средств в бюджете.
- В современных условиях российские тренеры по-разному подходят к процессу обучения технике игры, именно поэтому ФНТР начала работу по разработке единого системного подхода к обучению спортсменов. Как Вы считаете, возможно ли таким образом создать единый подход к закладке базовой техники и объединить усилия тренеров России и тренеров ХМАО-Югры, в частности?
- Мы на местах решаем две задачи : массовое развитие настольного тенниса и все вытекающие из этого положительные социальные составляющие и развитие спорта высших достижений.
Это две совершенно разные задачи, объединенные только в одном: массовость расширяет потенциальные возможности развития спорта высших достижений. Очевидно, что ФНТР должна вести работу с учетом этой двуединой задачи и не забывать о развитии массовости.
Также очевидно, что для развития массового вида спорта проблема разного подхода тренеров к процессу обучения технике игры не так очевидна и актуальна, как для спорта высших достижений: длительное отсутствие положительных результатов выступления российских спортсменов настольного тенниса на европейской и мировой арене требует осмысления и объяснения.
Вопрос о том, можно ли “создать единый взгляд по закладке базовой техники” на основе “единого системного подхода к обучению спортсменов технике игры” и “объединить усилия тренеров” на мой взгляд, требует уточненного разделения.
Необходимость единого системного подхода к обучению спортсменов технике игры вообще не подлежит сомнению, так как системный подход предполагает неразрывное единство научных данных и практических навыков с прогнозируемым эффектом и, таким образом, является реальным инструментом развития настольного тенниса;
Объединить тренеров России, как и тренеров любой другой страны, совершенно невозможно, потому что в основе тренерской работы лежит индивидуальность, личностная реализация тренера, его амбиции, его стремления, его мечты, его собственные методы многолетней кропотливой работы, которыми он вряд ли захочет и сочтет нужным делиться. Да, когда-нибудь, где-нибудь успешный тренер и раскроет свои открытия (ноу-хау) , но будут ли они актуальны к тому времени?
Поэтому для ответа у меня остается только часть вопроса: создание единого взгляда по закладке базовой техники.
В этой части вопроса я чувствую некий философский подтекст: быть или не быть – вот в чем вопрос!
Что такое «единый взгляд …, единый подход…»? Может ли быть единство взглядов и единство подходов при бесспорном условии, что каждый человек – индивидуальность? И да, и нет. И это кажущееся взаимное противоречие нужно рассматривать как «единство противоположностей».
Я понимаю и принимаю под словом «единый» следующее:
- определенный временной этап подготовки спортсмена;
- определенные правила физической подготовки на конкретном физиологическом цикле анатомического развития спортсмена;
- определенную психологическую адаптацию;
- определенную систему мотивации;
- определенную систему реабилитации
и так далее, то есть все то, что уже изучено, проверено, систематизировано и практически подтверждено жизнью. В этом, безусловно, должен быть единый подход и единый взгляд. И этот перечень «единого» можно и нужно определить и создать. Но жизнь не стоит на месте. Наука, человек в постоянном развитии - изменения и дополнения неизбежны. И это надо также отразить в «едином» , что бы сделать это «единое» гибким и жизнеспособным.
Согласитесь, что если бы не было собственных, индивидуальных взглядов на процесс обучения технике игры, не было бы замечательных открытий, не было бы противоборства, жёсткого соперничества, не было бы роста уровня игры, те есть не было бы самого развития.
Как известно, в споре рождается истина. А какая истина родится из того, что везде и во всем будет «единый взгляд…, единый подход»?
Я думаю, что корректней будет постановка вопроса не о едином подходе к обучению спортсменов технике игры, а о составлению Кодекса тренера (если так можно будет это назвать), в котором однозначно, понятно и убедительно изложить и предложить тренеру , что можно и почему можно, что нужно и почему нужно, что делать, как делать и когда лучше делать, что нельзя и почему нельзя.
И все это необходимо изложить с разбивкой на этапы анатомического развития спортсмена (6-10 лет, 11-15 лет, 16-21 и т.д.) на основе согласующихся научных и практических данных.
В этом кодексе, кроме того, следует определить ориентиры результатов обучения техники игры (показатели) с разбивкой по уровню спортивной подготовки: конечные показатели (мировые, европейские, российские) общефизической, специальной и технической подготовки для юношеских разрядов, для взрослых разрядов, для КМС, для МС. И оставить тренерам и спортсменам их право выбора.
В этом случае мы решаем пять главных задач:
- Даем тренеру научно-обоснованные и практически подтвержденные данные о всем процессе развития спортсмена ( физиология, психология, социология, питание, реабилитация, мотивация );
- Даем тренеру научно-обоснованные и практически подтвержденные данные об ограничениях и запретах, имеющих место в процессе развития спортсмена;
Даем спортсмену (или его родителям, как представителям) право осознанного объективного выбора тех или иных методов обучения технике игры с соответствующим результатами и последствиями; - Не лишаем тренера индивидуальной творческой самостоятельности при подготовке спортсмена к достижению высоких спортивных результатов;
- Делаем контроль за процессом обучения технике игры в настольный теннис простым и понятным: согласно Кодексу тренера.
Сегодня проблема не в том, что тренеры по-разному подходят к процессу обучения технике игры, а в том, имеют ли они возможность обучения технике игры: достаточная ли у них квалификации, достаточно ли они информированы о текущих тенденциях развития настольного тенниса, знают ли они разрешительные и ограничительные ориентиры (перечень, кодекс) в работе со спортсменом, есть ли у них способность к педагогической работе и, в конце концов, есть ли у них материальное и финансовое обеспечение?
Если нет хотя бы одного из этих компонентов, то тренер, в погоне за результатом жертвует и перспективой, и здоровьем спортсмена. А значит, лишает Россию в целом возможно будущих чемпионов.
Разный подход к процессу обучения технике игры – это не недостаток. Это преимущество: сравнивая результаты этого “разного подхода”, мы в конечном итоге найдем самый-самый правильный и эффективный. Главное, чтобы процесс обучения базировался на правильных и единственных определениях основных компонентов игры в настольный теннис, на едином понимании того, что можно и чего нельзя и с соблюдением важнейшего жизненного правила: не навреди. Согласно будущему Кодексу тренера России по настольному теннису.
Посмотрите на территорию России. Велика. И разница в материальном обеспечении территорий в разных уголках России также велика. И чтобы
настольный теннис имел место быть в каждом уголке нашей необъятной Родины, требуется выровнять материальное состояние субъектов Российской федерации, муниципальных образований, спортивных школ, создать равные условия для тренерской работы. И тогда любая “глубинка ” России будет способная воспитать своего чемпиона России, Европы, Мира, Олимпийских игр.
Наверное, на этом я завершу свой ответ на Ваш вопрос, потому что ответить на него полно и обстоятельно – значит написать целый научный трактат. Дополню ответ только следующим: для успешного развития настольного тенниса в России обязательно следует всем тренерам, где бы они не находились и в каких бы условиях не проводили тренировочный процесс, стараться учитывать основные тенденции и направления развития мирового настольного тенниса и обязательно дополнять их своими собственными, личными практическими наработками, которые не только дают прекрасный результат, но и не вредят здоровью спортсмена. Объединение усилий тренеров России я вижу в одном: мы должны вырастить Российских чемпионов Европы, Мира и Олимпийских игр.
И в завершение, ещё раз от имени всех тренеров и спортсменов настольного тенниса Ханты-Мансийского автономного округа–Югры выражаю огромную признательность и благодарность Барчуковой Галине Васильевне, Тяпкину Сергею Евгеньевичу и Астахову Сергею Владимировичу за личное и яркое участие в семинаре тренеров в г. Нижневартовске. Также выражаю признательность руководству Федерации настольного тенниса за активизацию работы с регионами.
К истории возникновения семинаров
Идея проведения научно-практических семинаров тренеров России принадлежит члену Исполкома ФНТР, заместителю исполнительного директора ФНТР Сергею Владимировичу Астахову. В 2007 г. эта чрезвычайно нужная программа получает поддержку Игоря Евгеньевича Левитина, на тот момент президента Федерации настольного тенниса России.
I Международный научно-практический семинар тренеров России по настольному теннису прошёл 13-15 октября 2007 г. в Казани, в рамках Суперкубка Европы. Специально для участия в семинаре были приглашены одни из лучших мировых специалистов профессор Радивой Худец и Дубровко Скорич (тренер бельгийского клуба «Шарлеруа»), а также тренеры сборных команд России Игорь Валентинович Подносов и Владимир Николаевич Ендолов, председатель комитета судей и рефери ФНТР Николай Петрович Терёшкин и профессор Галина Васильевна Барчукова. В течение 2-х дней были проведены теоретические занятия и мастер-классы. В семинаре приняло участие 149 тренеров и специалистов из 31 субъекта Российской Федерации. Всем участникам были выданы сертификаты и бесплатные методические материалы.
II Международный учебно-методический и практический семинар тренеров России прошёл в 2008 г. (8-10 ноября) в подмосковном Видном, также в рамках Суперкубка Европы с участием профессора Радивоя Худеца, одного из лучших тренеров мира Ференца Каршаи, Галины Васильевны Барчуковой
и Максима Шмырёва. 73 участника из 17 регионов России.
III Международный учебно-методический семинар тренеров России состоялся во время командного чемпионата мира в Москве (25-30 мая 2010 г.). 96 участников из 7 стран мира. Докладчики: Владимир Александрович Воробьёв, Валентин Викторович Команов, Микаэл Микаэлович Вартанян, Галина Васильевна Барчукова.
IV Учебно-методический Всероссийский семинар тренеров России прошёл 2-3 ноября 2010 г. в Тюмени. Докладчики: Ирина Владимировна Палина и Галина Васильевна Барчукова. 74 участника из 19 субъектов Российской Федерации.
В конце 2010 года руководитель программы Сергей Владимирович Астахов, идя навстречу просьбам регионов, воплощает в жизнь идею об организзации региональных семинаров. Основная идея их заключается в том, что семинары начинают организовываться, так сказать, точечным, адресным порядком: лучшие тренеры России выезжают на места, где передают весь свой опыт тренерам данного региона.
Первый выездной (региональный) семинар проходит 25-27 февраля 2011 г. в Санкт-Петербурге. Ну и о втором (Нижневартовском) мы уже написали в начале нашего материала.
Наряду с региональными семинарами будет продолжена и программа Всероссийских тренерских учебно-методических семинаров, приуроченных, как правило, к крупным соревнованиям.
Подготовил Алексей Ломаев / ФНТР
Автор благодарит С.В. Астахова за информационную помощь