Что надо изменить, чтобы настольный теннис стал более зрелищным? Мнениями на эту тему поделились с ttfr.ru вице-президент ФНТР Виктор Батов и старший тренер мужской сборной России Александр Петкевич.
- Есть идея, для упрощения игры и повышения зрелищности настольного тенниса разрешить подачи только слева.
Виктор Батов: Настольный теннис смотрят две категории зрителей: специалисты и любители. Для профессионалов настольный теннис обеднеет. Ведь подача имеет свою красоту: спортсмен подает с одного замаха, а вращение получается разным. Специалисты ценят мастерство, позволяющее скрывать вращение мяча при подаче. Тот, кто лучше подает, имеет сразу преимущество.
А любителям непонятно, почему при кажущейся идентичности подачи мяч при приеме то поднимается, то резко идет вниз. Для них с введением левой подачи все станет яснее. Спортсмены будут подавать чисто, так как слева подать неправильно сложно, мяч не спрячешь. Не будет нарушений правил, снятия очков. Принимающий будет видеть вращение, подача будет менее скоростной и вариативной. Все это приведет к удлинению розыгрыша мяча, что повысит зрелищность настольного тенниса, в том числе и для телеаудитории. Возможно, это нововведение вкупе с другими приведет к росту популярности нашего вида спорта, и в итоге – к увеличению количества спонсоров.
Александр Петкевич: Я бы это решение приветствовал. Зрелищность повысится обязательно. Минимизируются ошибки на приеме, вход в розыгрыш будет более качественным. В большом теннисе успех подачи обусловлен двумя факторами: высокой скоростью и удачным направлением, или сочетанием обоих. У нас же спортсмен может закрыть мяч так, что соперник не увидит его вращения и ошибется. Мы с вами можем понять, почему ошибся принимающий. Зрители же на трибуне в недоумении: один раз мяч летит в сетку, а другой – за стол, и им становится неинтересно. В результате, на трибунах сидят только специалисты, что неправильно. Ведь спорт существует в первую очередь для зрителей. Чем сложнее вид спорта для восприятия, тем он менее популярен. Если бы мой голос имел значение, я бы проголосовал за это изменение правил подачи.
- На чемпионате Европы в Екатеринбурге тренеру Полины Михайловой Сергею Лешеву показали желтую карточку за жест руками, хотя он всего лишь хотел дать понять своей подопечной, что надо успокоиться. Как вы относитесь к тому, что после Паралимпиады-2016 тренерам разрешат подсказывать спортсменам и во время партий?
В.Б.: Расскажу случай, который произошел в 2000 году на чемпионате мира в Куала-Лумпуре в командных соревнованиях. Наша женская сборная играла за выход в восьмерку с Тайванем. Встречу судила японская бригада. У меня, как и любого тренера или участника чемпионата, на шее висела аккредитационная карта. И, как сейчас помню, играла Ирина Палина. Конец сета, даю ей установку, все как обычно. Ира пошла к столу, а я сел и чувствую, аккредитация перекрутилась на шее. А Палина уже готовится к подаче. Ну, мне же неудобно, и я берусь за ленточку, на которой висит карточка, и пытаюсь ее раскрутить. Понятное дело, аккредитационная карта начала вращаться. Как потом оказалось, судья японка все это время смотрела на меня и, как только аккредитация закрутилась, показала мне красную карту. Я не силен в английском, и разбираться с судьей послал Лену Тимину. Надо же понять, за что меня удаляют с площадки. Оказалось, что вращение моей карты против часовой стрелки судья приняла за сигнал Палиной, какую подачу подавать. В результате, я отправился на штрафную трибуну.
Думаю, это нововведение не повлечет за собой революционных последствий. Просто узаконят то, что и так уже происходит повсеместно, когда тренер голосом, знаками или еще как-то подсказывает во время встречи. Увеличит ли это зрелищность настольного тенниса? Не думаю, вряд ли это каким-то образом повысит эмоциональность игры.
А.П.: Запрет на подсказки во время матчей существовал еще во времена моей спортивной карьеры. Но не помню случаев его применения в то время. Нынешняя система судейства довольно четкая и понятная, и чем меньше будет ограничений, тем лучше.