Интервью с президентом Федерации настольного тенниса России Виктором Васильевичем Батовым.
- Виктор Васильевич, на одном из последних Исполкомов вы подняли очень важный, на мой взгляд, вопрос об отсутствии единой программы тренерского процесса в спортивных школах России.
- Да. Я долго думал, что нас тормозит, что нам не даёт возможности идти вперёд в плане спортивных результатов, касающихся наших национальных сборных. Мы провели очень много рабочих совещаний, тренерских советов, на которых звучало очень много разумных идей. Но все они начинались, так сказать, с середины пути. С того момента, когда спортсмены уже выходят из юношеского возраста, то есть, находятся в переходном периоде. Но ведь, как известно, всё гениальное - просто. А не несём ли мы потери на более раннем этапе, в самом начале?
- В самих школах?
- Именно, в самих школах! В тот момент, когда тренеры делают наборы. Несмотря на то, что у нас есть региональные центры, которые уже развиты (Московский регион, Санкт-Петербург, Самара, Чувашия, Нижегородская область), где есть хорошие и опытные тренеры, общая картина по всей стране не вызывает оптимизма.
Очень многое определяется на этапе начальной подготовки. И говоря о потерях, я веду речь не о том, что, например, мальчик или девочка бросили заниматься настольным теннисом (такое бывает), а о том, что неопытный или неквалифицированный тренер на этапе начального обучения может неправильно поставить ребёнку технику. А это приведёт к тому, что на следующем этапе работы со спортсменом необходимо будет работать над исправлением его техники, вместо того, чтобы заниматься повышением уровня его спортивного мастерства.
И вот некоторое время назад у меня возникла идея создать мозговой центр в нашем тренерском совете, чтобы опытные тренеры дали свои рекомендации, разработали, так сказать, народную методичку, народную программу. Она должна быть написана доступным и понятным языком. Чтобы любой человек мог прочесть её и всё понять: с чего начинать, сколько занятий посвящать тому или иному элементу и т.д. Необходимо создать и видеофильм методического характера, особенно для начальных этапов обучения, где любой начинающий или неопытный тренер, мог бы увидеть, как надо правильно работать, как правильно объяснять.
Это нас оградит от того, что спортсменов придётся переучивать. А ведь это практически невозможно, так как привитая на начальном этапе неправильная техника уже «прописана» у спортсмена на уровне рефлексов. Если человек привык неправильно держать ракетку, он так и будет держать её всю жизнь.
Разработка и создание такой методики является одной из важнейших задач нашей Федерации, и своей задачей я вижу воплощение в жизнь этой программы.
- Возможно, это станет основой для возрождения национальной школы настольного тенниса?
- Что касается национальных школ. Настольный теннис должен иметь свою специфику, своё направление, свою программу. У всех ведущих стран существуют свои школы, свои узнаваемые особенности. Венгерская школа, например, всегда отличалась сильнейшими вращениями с обеих сторон, румынская — игрой на высочайших скоростях, в особенности у женщин.
У нас такого нет. Отсутствует игровой стержень. Вроде владеют наши спортсмены всеми элементами, но выполняется всё средненько. Нет изюминки в игре, присущей каждой ведущей национальной школе.
Мы должны определить модели игроков, которых хотим видеть. Должен быть смоделирован и реализован образ игрока будущего, к которому надо стремиться. И примеры, на которые надо равняться, есть. Они у нас перед глазами.
- А какова ситуация в спортивных школах на сегодняшний день, Виктор Васильевич?
- Для начала хотелось бы уточнить, что я говорю о спортивных школах высшего мастерства, ориентированных на подготовку спортсменов для сборных команд, хотя, как мы знаем, есть школы, решающие и социальные задачи - отвлечь девчонок и мальчишек от улицы, привить им любовь к спорту. Это разные задачи, и они не пересекаются. Так вот, у нас не существует системы отбора как таковой. Тренеры работают только с теми, кто к ним пришёл. И многие этим ограничиваются. Но работа с середняками, или, того хуже, с откровенно слабыми детьми, тем, кому не дано, – это же работа вхолостую. Очень важно грамотно отобрать детей. Надо разработать простейшие тесты, по результатам которых тренер может уже на первом занятии определить детей, с которыми он будет работать. Тем же, которые не пройдут эти тесты, можно деликатно объяснить, что им необходимо попробовать себя в другом виде спорта. Нам надо раскинуть невод от Калининграда до Курил, чтобы поймать для начала хотя бы 2-3 не золотых, а хотя бы серебряных рыбки.
Многие тренеры ошибочно делают ставку на то, что рано или поздно к ним в школу придёт новый Самсонов или новый Вальднер. Но так можно и 300 лет ждать, и больше… Они не понимают, что для того, чтобы подготовить спортсмена, надо как минимум 10 лет настоящей работы.
И задача Федерации – сэкономить тренеру и спортсмену время. Метод проб и ошибок, на который человек тратит очень много сил и времени, нам не подходит. Зачем, например, тренеру из провинции совершать ошибки, чтобы приобрести бесценный опыт? Зачем ему сомневаться: поступить так или иначе? Тренеру не надо терять время на разбирательства - что и как должно работать. Руководствуясь мотодическими материалами и учебными видеофильмами, созданными ведущими российскими тренерами-практиками, подготовившими лучших российских спортсменов, он получит ответы и рекомендации для своей работы. Тренер должен тратить свои усилия уже на этапе ювелирной работы – делать из алмаза бриллиант.
- Задача сложная, но игра стоит свеч.
- Надо с чего-то начинать. Необходимо, чтобы все школы работали в унисон. Надо, чтобы они все работали в одном направлении, а не как лебедь, рак и щука. Мы ведь можем уже сегодня организовать работу в школах так, чтобы все они работали по одной методике. Независимо от того, где находится эта школа - в Москве или на Сахалине. Мы не должны ждать чудес, надо поднимать средний уровень. И чем он будет выше, тем больше у нас шансов на появление игроков мирового класса. Важно, чтобы эта программа была разработана именно тренерами-практиками совместно с комплексной научной группой.
- Виктор Васильевич, при реализации этой программы огромную роль будет играть и уровень квалификации тренерского состава, тех людей, кто непосредственно работает с детьми.
- Очень жаль, что у нас отсутствует такое понятие, как передача опыта. Да и передать опыт - это еще не всё, надо, чтобы молодые тренеры, используя опыт своих учитилей, привносили также своё, освежали кровь, так сказать. Несомненно, каждому тренеру необходимо специальное высшее спортивное образование, но чрезвычайно ценным и эффективным этапом в его профессиональном развитии могло бы стать участие в тренерских семинарах.
Приглашение ведущих тренеров из Азии и Европы, подготовивших чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр, несомненно, очень важно, но не менее, а может, и гораздо более важным для нас на нынешнем этапе могло бы стать приглашение на наши семинары тех детских тренеров, которые смогли найти, поставить технику, научить двигаться таких звёзд мирового настольного тенниса, как Вальднер, Перссон, Приморац, Ма Лонг, Чен Ци...
Если говорить о практической стороне, то мне кажется, что лучше и дешевле оплатить приезд к нам тренеров из Азии или Европы, чтобы они одновременно могли проводить занятия с 40-60 нашими тренерами, чем организовывать сомнительные поездки за рубеж. И мы можем организовать такие семинары.
- Это было бы здорово, тем более, такой прецедент уже был. Мы помним тренерский семинар Ференца Каршаи, тренера Вернера Шлагера, прошедший во время Суперкубка Европы в Видном.
- Это был, так сказать, эпизод. Нам предстоит сделать это системой и разработать соответствующий календарь. Очень важно, что инициативу по разработке и внедрению программы спортивной подготовки поддержал Наблюдательный совет ФНТР во главе с Игорем Евгеньевичем Левитиным. И я убеждён, что нам удастся создать свою кузницу кадров и российский настольный теннис займёт своё высокое место на мировой арене.
В.В. Батов и И.Е. Левитин
Интервью провёл Алексей Ломаев / ФНТР. Фото автора.