news

rating men

rating women

Новости

25/01 2016
Валентин Команов: Черные дыры и кружки по интересам (Часть 2)

Продолжение интервью Заслуженного тренера России, в котором он поделился с ttfr.ru мыслями о современном состоянии российского настольного тенниса, которому посвятил более полувека.

ЧЕРНАЯ ДЫРА

По статистике Минспорта РФ* у нас в стране более 1000 отделений детско-юношеских спортивных школ по настольному теннису. Всего же в России им занимаются 77 360 спортсменов (27 636 женщин и 49 724 мужчины). Вызывает удивление, почему в соревнованиях, исходя из рейтинга на 1 января 2016 года**, участвует только 3130 теннисисток и 5147 теннисистов? Получается, что в соревнованиях  участвует порядка 8,5 тысяч человек, причем среди них много ветеранов никакими реестрами не учитываемых. Где остальные почти 70 000 спортсменов? Угодили в черную дыру? По данным Министерства спорта из всех занимающихся настольным теннисом (77 360 человек) – 89 процентов (68 799 человек) в возрасте до 16 лет, 10,5 процента (8157) от 16 до 21 года, и 0,5 процента (404) старше 22 лет. Если эти данные соотнести с возрастами теннисистов, входящих в российский рейтинг, то выходит, что львиная доля занимающихся – это  дети до 10 лет. А потом они уходят из настольного тенниса, образуя эту самую черную дыру.   

Аналогичная тенденция прослеживается и при анализе национального рейтинга. Разбив всех участников рейтинга на четыре возрастные группы: до 15 лет включительно (дети), 16-18 лет (юниоры), 19-21 (молодежь) и 22 и старше (взрослые), получили следующие данные*:

Женщины (01.01.2016)

3130 человек (100%)

Мужчины (01.01.2016)
5147 человек (100%)

до 15 лет – 2534 (81)

3797 (74)

16-18 лет – 310 (10) 

19-21 год – 127 (4)

484 (9,4)

167 (3,2)

старше 21 года – 158 (5) 

699 (13)

                                                                                
Относительно большое количество мужчин – почти 700 человек, продолжающих играть после 22 лет не должно вводить в заблуждение. Подавляющее большинство из них ветераны-любители, и к национальной команде отношения не имеют, ни как члены сборной, ни  как спарринги.
У женщин картина более однозначная. В соревнованиях участвуют лишь 285 (127+158)  взрослых спортсменок (старше 18 лет), среди которых профессионально занимающихся настольным теннисом совсем мало. Если взять список 50 сильнейших спортсменок, то выяснится, что реально играют только 25. И среди них и Носкова, и Блажко, и Гусева. А 14-летняя Тайлакова – 31-я, и, следовательно, те взрослые, которые стоят в рейтинге ниже нее, уже не представляют большого интереса. Сравнивая эти данные с аналогичными за 2007 год (всего занималось 2020 женщин, в том числе 1420 (70%) – до 15 лет, 294 (15%) – 16-18 лет, 143 (7%) – 19-21 год и  164 (8%) – старше 22 лет, можно сделать вывод, что количество детей, играющих в настольный теннис, возросло, а взрослых – сократилось. Перекос в сторону детей продолжает увеличиваться. Настольный теннис перестает быть взрослым видом спорта. Но мы же не художественная гимнастика!
Сейчас из 27 000 набранных в ДЮСШ девочек к 19 годам остается 100, это значит из каждых 270 начавших заниматься  до 19 лет «доживает» одна! Кого же в течение 11 лет (а теннисом начинают заниматься примерно с 7 летнего возраста) готовят тренеры? На 3000 тренеров с зарплатой, пусть, 10 000 рублей (в действительности они получают больше) уходит 30 000 000 рублей в месяц. На что идут эти деньги? Ведь главная задача специализированных спортивных школ – не оздоровление, а подготовка спортсменов, медали, места, разряды. Тенденция увеличения количества занимающихся в детском возрасте и снижения числа взрослых спортсменов налицо.

Озвученные цифры  приводят к неутешительным выводам:
       1. В возрастной структуре российского настольного тенниса имеет место чудовищный перекос в сторону детского возраста (7-11 лет), где сосредоточено больше 80% (!)  всех занимающихся настольным теннисом.
       2. Особую настороженность вызывает тенденция сокращения  взрослых теннисистов (меньше процента от начавших заниматься). Ведь именно взрослая составляющая определяет уровень развития любого вида спорта в стране.
И это – повод всем задуматься.

КРУЖКИ ПО ИНТЕРЕСАМ
В чем причины огромных потерь в настольном теннисе? Не последнюю роль в этом играют непрофессионализм (или безразличие) тренеров, которые проявляются на самом первом этапе, когда комплектуются группы новичков. Тренеру надо набрать 15 человек, а дети в секцию не идут. Приходится брать всех подряд. Трудно представить, что в музыкальную школу примут ребенка без слуха. А в настольный теннис почему-то можно набирать детей без способностей. По сути, наши ДЮСШ, куда должен быть строжайший профессиональный отбор, часто являются фактически кружками по интересам. Но тогда зачем они такие нужны? Найти талантливого ребенка непросто, но среди принятых в ДЮСШ детей как минимум половина должна быть одаренными. В будущем из менее способных получатся судьи, общественники, спортивные функционеры, а из самых талантливых – члены  сборных команд страны. В мое время, чтобы набрать 15 человек, тренер обходил 20 школ и просматривал две-три тысячи детей. А почему? Потому что у него были конкуренты из других спортивных школ, которые не спали и тоже искали одаренных ребят.

- Что делать тренеру, если он не нашел талантливых детей? Закрывать «лавочку» или добирать «неспособышей»?

- К сожалению, ни руководство школы, ни проверяющие организации совершенно не волнует качество набранных детей. Важна только наполняемость. Эта порочная система развращает многих тренеров. Они набирают детей и не думают, кто из них останется через восемь лет. Скорее всего, этих тренеров устраивает, что к 18 годам все ученики бросят спорт. И они набирают и набирают новичков, пока на пенсию не уйдут. Уверен, такое положение дел не может устраивать Федерацию настольного тенниса России. Необходима какая-то структура, возможно общественная, которая на уровне регионов оценивала бы качество набора. Сложно, мало специалистов? Но если ничего не делать, будем всегда иметь беспросветное сегодня.

- Получается, большинство российских тренеров не профессионалы?

- Я не столь категоричен, но цифры удручающие: 3000 тренеров за год готовят порядка 45 Мастеров спорта, то есть на одного мастера  приходится примерно 70 тренеров. Причем львиная доля из которых «липовые»?! В СССР чтобы стать Мастером спорта, нужно было обыгрывать теннисистов из числа первых 25 номеров классификации. Но если ты обыграл пять человек из 25, значит ты уже сам минимум в 50. А сейчас мастера вообще никого не обыгрывают.

ШКОЛЬНЫЕ ОШИБКИ

По науке подготовка спортсменов от нуля до высшего уровня разбита на несколько этапов. И это сделано не для удобства. На каждом этапе определенные цели и задачи. И если что-то на отдельном этапе не выполнено, все рушится. Так у нас и происходит. Ошибки начинаются уже на этапе начальной подготовки, когда закладывается так называемая база или школа, как говорят музыканты. В нее входит и правильная техника, и физическая подготовка.
У 7-8 летних детей мышцы не развиты, а координация слабая. Следовательно, они в принципе не могут правильно передвигаться и выполнять сложные технические действия рукой. Поэтому на начальном этапе нужно в первую очередь заниматься общей и специальной физической подготовкой. Соотношение ОФП и СФП к занятиями техникой  в этом возрасте – 70 процентов на 30. В реальности 90 процентов времени ребенок проводит у стола, и только 10 процентов тренеры посвящают физической подготовке. Очевидно, что только за счет движений настольного тенниса всесторонне развить физические качества нельзя. И получается, что ребенок в 11-12 лет переходит на следующий этап без базовой подготовки. Это происходит по двум причинам. Первая – тренеры  не понимают смысла и важности начального этапа. Вторая – они стремятся получить победный результат как можно скорее и бросают воспитанников в бесконечный соревновательный марафон. А ведь на начальном этапе должно быть все, кроме участия в соревнованиях! У китайцев, например, до 12 лет соревнований нет совсем, хотя дети могут сколько угодно играть на счет в школе, Соревнования – это стресс, который полностью разваливает технику. Дети, чтобы выиграть, начинают играть, бог знает как. Талантливый ребенок побеждает за счет своих способностей, но вряд ли он когда-нибудь будет техничным. Вот и получается, что мы сначала отбираем, хрен знает кого, а потом даже случайно найденные таланты перемалываем в бесконечных соревнованиях.

Справедливости ради, должен признать, что в России система работы тренера и ее оценки на государственном уровне выстроена так, что тренер, даже если не хочет, вынужден заигрывать своих детей как можно раньше. Это большая беда и не только для настольного тенниса, но и других видов  спорта.

По-хорошему настольным теннисом нужно начинать заниматься не в 7-8 лет, когда у ребенка слабая координация и неустойчивая психика и отсутствует игровое мышление, а позже. Но дети 9-10 лет уже все разобраны по школам, секциям, кружкам и так далее. И с этим тоже приходится считаться.
Говоря о вреде ранних соревновательных стартов, хочу выделить три основных аспекта.
Соревнования в юном возрасте:
- не позволяют добиться безупречной техники игрока, что препятствует в дальнейшем росту его результатов;
- наносят непоправимый ущерб нервной системе юных теннисистов и приводит к ранней психологической усталости и преждевременному завершению спортивной карьеры;
- не позволяют решать основною задачу первого этапа подготовки – овладение в полном объеме начальной базой, технической и физической.

- Какие конкретные шаги нужно предпринять для решения названных вами проблем?

- Первое: повысить квалификацию тренеров при помощи регулярных семинаров, вебинаров, он-лайн конференций, курсов повышения квалификации и т.д. Разработать и запустить продуманную программу образовательных мероприятий и подготовить методические пособия конкретно для тренеров. Может быть, ввести лицензирование, чтобы тренеры были вынуждены совершенствоваться и подтверждать свою квалификацию. Хотя, конечно, есть опасность коррумпирования этого процесса.

Второе: коренным образом изменить ситуацию с набором. Для этой цели можно создать общественные советы (как угодно, назовите) из числа специалистов, способных грамотно оценивать потенциал ребенка.

Уверен, что решение этих проблем хотя бы на треть позволит преодолеть затянувшуюся стагнацию в российском настольном теннисе.

* - данные на 1 января 2015 года.

** – данные предоставлены менеджером ФНТР по рейтингу Александром Александровым.

Часть 1.

 

Екатерина Князева, ФНТР
фото ttsport.ru