news

rating men

rating women

Новости

19/01 2016
Валентин Команов: Черные дыры и кружки по интересам

Заслуженный тренер России поделился с ttfr.ru мыслями о современном состоянии российского настольного тенниса, которому он посвятил более полувека.

- На одном из недавних тренерских семинаров в институте физкультуры (Российский государственный  университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛиФК) прим. Е.К.) я попросил поднять руки тех, кто считает, что положение дел в настольном теннисе России не вызывает тревоги. Подняли 20 человек из примерно 70-ти присутствующих! Я был шокирован! Получается, люди не знают о том, каким был настольный теннис вчера, когда побеждали Руднова и Гринберг, Фердман и Попова, Балайшите и Антонян, Тимина и Палина. Кто сегодня помнит  о Гомозкове и Сархояне, Амелине и Строкатове? Скоро забудут и о братьях Мазуновых! Еще играет Алексей Смирнов, последний представитель советской школы, воспитавшей чемпионов мира и Европы. После него никого… А тревоги нет!

СТАГНАЦИЯ

Не хотел бы мазать все черным, говоря о положении дел сегодня, но будущее российского настольного тенниса видится мне безрадостным. Трудно ожидать успеха на предстоящей Олимпиаде в Рио. А если его не будет, финансирование ухудшится. Если бы не помощь Игоря Евгеньевича Левитина, уже сейчас положение было бы плачевным. Стагнация – вот слово, которое характеризует нынешнее состояние нашего вида спорта. Посмотрим мировой рейтинг. Пять человек в «сотне» у женщин и четыре – у мужчин. Но, к сожалению, кроме Александра Шибаева (№ 34) и Полины Михайловой (№ 44), никого нет в первом «полтиннике». По меркам СССР, когда Руднова, Фердман, Попова, Гомозков, Сархоян, Строкатов, Мазунов входили в «десятку» мира, это плохо. Хорошо, что есть Шибаев и  Михайлова, которая выстрелила на чемпионате Европы в Екатеринбурге, чего никто не ожидал. Но кто еще? Сейчас же скамейка запасных пуста: за третьим номером – Анной Тихомировой,  четвертого номера нет. Похожая ситуация и у мужчин.

- То есть у нас провал по молодежи?

- За последние годы мы вырастили только Носкову. Андрей Конокотии и Марина Муравьева все, что могли, для нее сделали. Спасибо им. Но сказать, что получился выдающийся игрок, нельзя. В значительном отдалении – ее ровесница Анна Блажко. То есть, итог 25 летней работы всех тренеров страны – две спортсменки среднего европейского уровня! У мужчин не лучше.

И дело не в разрыве поколений как таковом, а в уровне тех, между кем разрыв. Понимаю, были бы у нас Фердман и Руднова, а после них – разрыв. Но у нас нет ни той, ни другой. Какие шансы, что Михайлова вновь сыграет на таком же уровне, как в Екатеринбурге? Сегодня мы не можем быть уверены в хорошем выступлении на международной арене даже первых номеров нашей сборной. А для меня хорошее выступление – это первое место в Европе! Это абсолютно российское место. У нас большая страна, много тренеров,  громадное количество занимающихся настольным теннисом. Почему наши результаты должны быть хуже, чем у Португалии? На деле же получается, что мы хуже не только Португалии, но и многих других стран.

БЛИЖАЙШАЯ СМЕНА

Давай посмотрим на ближайшую смену Михайловой и Тихомировой. В 2017 году впервые пройдет первенство Европы среди молодежи (до 22 лет). И у нас будут большие проблемы при комплектовании сборной на этот турнир. Носкова точно в команду не попадает, ей уже исполнится 23 года. Значит, это будут Дарья Чернова и Екатерина Гусева из Нижнего Новгорода и москвичка Елизавета Хлызова.

- А может туда послать нашу 14-летнюю троицу Марию Тайлакову, Анастасию Колиш и Кристину Казанцеву?

- Если они будут лучшими и отберутся на этот турнир, почему нет? Им в 2017-м будет уже по 16 лет. Я против того, чтобы сейчас затыкать все дыры этими талантливыми девочками. Иначе мы рискуем, что к 18 годам ни одна из них играть уже не будет. Они же еще дети. Их психика еще не до конца сформирована, да и как игроки, девчонки в полной мере еще не состоялись. Возможно, лучше бы было не посылать нашу троицу во Францию на недавний юниорский чемпионат мира.  Девочки еще сырые, чтобы бросать их на 18-летних китаянок и кореянок. А они очень одаренные, особенно Тайлакова.

- Так вы же сами предложили на Тренерском совете отправить их во Францию!

- Логика моих оппонентов была такая: если Чернова и Маланина завоевали на Европе командное место на чемпионат мира, так давайте наградим их поездкой на этот самый чемпионат. На мой взгляд, они уже сами себя наградили медалями чемпионата Европы. Так что кому участвовать в следующем соревновании (в данном случае, чемпионате мира) – это вопрос Федерации и вопрос развития настольного тенниса.

- Американцы и румыны прислали на юниорский чемпионат мира игроков еще моложе наших.

- В Румынии – ограниченный круг спортсменок, а перспективных – еще меньше. Как только там появляется талант, его сразу запускают в соревновательный марафон. Американцы же вообще впервые привезли кого-то приличного.

- А какие перспективы у наших юниоров из Верхней Пышмы
Константина Чернова, Максим Киселева, Никиты Ярушина и Андрея Семенова?

-  В Верхней Пышме никто из них не родился. В свое время Александр Иванович Захаров собрал перспективных спортсменов со всей страны и создал им замечательные условия: проживание, питание, учеба – все в одном комплексе, отличный зал для тренировок. Мальчики хорошие, но им нужны более сильные, чем в Верхней Пышме, тренеры. Четыре года назад Чернов был безусловным лидером в Европе по кадетам, а сейчас хорошо, если в восьмерку попадает в следующем возрасте. Мировой рейтинг мы даже не рассматриваем. За эти четыре года можно было сделать из Чернова звезду, а он стал хорошим, добротным, но по уровню очень далеким от Шибаева игроком.

Продолжение следует

Екатерина Князева, ФНТР
фото ttsport.ru