Тренер-эксперт ITTF Алексей Ефремов уверен, что его программа тренировок теннисистов эффективна для игроков разного уровня подготовки и возраста. Почему – он рассказал в эксклюзивном интервью TTRF.RU.
- В докладе на учебно-методическом семинаре тренеров РФ, который прошел во время чемпионата Европы в Екатеринбурге под эгидой ФНТР , вы рассказывали о недельной системе тренировок, имеющей довольно жесткую структуру. Меняется ли она в период подготовки к конкретным соревнованиям?
- Разработанная мной система тренировочного микроцикла подходит и к подготовительному, и предсоревновательному периодам. При постоянной структуре (в понедельник работа над техникой, во вторник - на скорость, среду - на силу, четверг - координацию, пятницу - на выносливость, а суббота или воскресенье - соревнования и т.д.) меняются упражнения, их длительность и интенсивность внутри тренировок. Таким образом я адаптирую систему под конкретную задачу подготовки с учетом квалификации и возраста спортсмена. Система апробирована на теннисистах, занимающих в мировом рейтинге и 60-е места, и не входящих в первые две сотни. Ее можно и нужно подстраивать под конкретного спортсмена, с которым вы занимаетесь. Отмечу, что моя программа в данном виде - это результат 10-летней работы. В процессе работы я многое менял и совершенствовал, ориентируясь также на мнения и ощущения самих спортсменов.
Хочу уточнить, что тренировка, например, на скорость подразумевает, что на это качество направлены и разминка, и упражнения у стола, и специальная физическая подготовка.
- Многие современные теннисисты хорошо себя чувствуют в наигранных комбинациях, но теряются, когда соперник предлагает что-то неординарное. А как научить нестандартному мышлению?
- Таким мышлением как раз отличаются европейские спортсмены, в отличие от азиатских, которые предпочитают в тренировках повторения определенных комбинаций, доводя их до автоматизма. При счете 9:9 китаец ничего менять не будет, а европеец может нанести нестандартный удар, сыграть интуитивно. Поэтому своим спортсменам я даю возможность развивать тактическую и стилевую индивидуальность. Стиль обычно складывается к 18 годам. Кто-то любит рисковать и играет в 2-3 хода, кто-то играет на удержание, кто-то хорош в игре по направлениям и вообще очень хитрый.
Чтобы развивать нестандартное мышление даю каждому задания, исходя из его индивидуальных особенностей и способностей.
- Ваша система тренировок предусматривает 4-часовые занятия, куда входят и игра у стола, и специальная физическая подготовка?
- Эти четыре часа еще предусматривают обязательно отработку подач и приема (40-45 минут), что снижает физическую нагрузку во время занятия. Скорость развиваем в начале тренировки, а выносливость и силу – в конце. Силовые упражнения обязательно сочетаются с растяжкой. Кроме того, с игроками младшего возраста проводятся утренние 2-х-3- часовые тренировки индивидуально.
- Велика ли роль спаррингов в современном настольном теннисе?
- Да, велика. В свое время у легендарного Ван Лициня было два спарринга, которые вращали на него по очереди, потому что уставали. Два спарринга нужны и защитнику высокого уровня, так как серийно играть топ-спинами физически очень трудно.
В плане спаррингов в более выигрышном положении находятся девушки, которые могут очень эффективно тренироваться с теннисистами-мужчинами. Для мужчин же уровня национальной сборной нужно приглашать специальных спарринг-партнеров. Если нужного уровня игроков или стиля нет в своей стране, нужно договариваться с зарубежными спортсменами. Это не проблема, а вопрос организации и денег.
- Какой возраст теннисистов самый интересный для вас?
- Наверное, юниорский – 18-19 лет. Это почти взрослые игроки, но еще не до конца сложившиеся. Невероятно интересно помогать юношам адаптироваться к взрослой игре.
Федерация настольного тенниса России. Екатерина Князева