Вводить ли тай-брейк, запрещать ли азиатам выступать в Европе и проводить ли в России мировое первенство – об этом президент Международной федерации настольного тенниса (ITTF) рассказал в эксклюзивном интервью ttfr.ru накануне конгресса ETTU, который пройдет завтра в Екатеринбурге в рамках чемпионата Европы.
- Вам нравится современный настольный теннис?
- Вполне. Правда, хотелось бы, чтобы розыгрыши мяча продолжались дольше. Если же это будет только «подача-начало атаки-ошибка», такой теннис никому не нужен.
- Что надо сделать, чтобы удлинить розыгрыш очка?
- В 80-е годы, когда я выступал в профессиональном клубе, теннис был не таким скоростным, а подача не оказывала такого влияния на игру. И хотя говорят, что розыгрыши стали слишком быстрыми, на этом чемпионате Европы я видел много красивых очков. Возможно, это связано с введением пластиковых мячей, замедляющих игру. Теперь надо что-то делать с подачами. Зрителям не нравятся ошибки при приеме подач. Они не понимают, почему в одном случае мячик вылетает вверх, а в другом – падает под стол.
- Но, может быть, этим не ограничиваться, а провести новые революционные преобразования?
- Если вы имеете в виду увеличение высоты сетки, что предлагают чаще всего, в Германии эксперименты уже идут. Пробуют три варианта, но результатов пока не знаю. Хочу подчеркнуть: мы понимаем, что зрелищность настольного тенниса надо повышать, и работаем над этим. Может быть, стоит еще увеличить диаметр мяча. Что-то можно сделать и с накладками, чтобы они стали медленней. Или, может быть, разрешить подавать только ударом слева.
- Год назад вы заняли свой нынешний пост, и одно из первых ваших заявлений звучало так: «Настольный теннис должен стать одним из пяти самых популярных видов спорта». Насколько сегодня вы приблизились к этой цели?
- Футбол, спорт номер один, вне конкуренции, но что мешает нам обойти, скажем, крикет, очень популярный во многих странах? Настольный теннис широко представлен в интернете, цифры Facebook нас в этом убеждают. Хуже обстоят дела с печатными СМИ. Многое в популяризации настольного тенниса зависит от Китая, Японии и других азиатских стран, где он является спортом номер 1. В любом случае, я с оптимизмом смотрю в будущее.
- Даже несмотря на то, что китайцы все выигрывают и конкурентов не видно?
- Я бы хотел, чтобы Китай стал более открытым для остального мира. Китайцы должны сказать: «Мы самые сильные, мы все выиграли, но теперь готовы поделиться нашими знаниями и умениями со всем миром». В этом смысле прогресс есть, потому что все больше китайских тренеров работает за границей. А в том, что китайцы завоевывают больше всех медалей, они не виноваты. Другие должны не жаловаться, а больше работать, чтобы их обыгрывать.
- Председатель попечительского совета Федерации настольного тенниса России Игорь Левитин выступает резко против натурализации азиатов. Но на чемпионате Европы мы видим, особенно у женщин, китаянок едва ли не в каждой сборной. Это проблема?
- Есть много аргументов в пользу запрета натурализации. Но я по профессии адвокат и привык рассматривать вопросы с юридической точки зрения. Мы не должны нарушать европейские законы. И если они разрешают азиатскому спортсмену выступать за свой клуб в той или иной стране, на чемпионатах Европы или мира, мы ничего сделать не можем. Но мы выступаем против другого. Спортсмен не может сегодня играть за Китай, а завтра, скажем, за Доминиканскую республику или Нидерланды. Но если китайский спортсмен живет в стране, если там у него семья, дети и работа, запретов быть не должно. Надо ввести период ожидания, возможно, 3-5 лет, другие условия. Кроме того, мы должны думать и об интересах самого игрока, для которого настольный теннис работа. Но если игрок живет в Китае и ничего не делает для развития настольного тенниса в стране, чьи цвета он защищает, это недопустимо. Проблема еще и в том, что регламенты крупнейших соревнований – чемпионатов мира и Европы, Олимпийских игр, не совпадают. И люди не понимают, почему спортсмен выступает за разные страны. Регламент должен быть единым.
- Международная федерация футбола подает хороший пример. Если футболист заигран за национальную сборную одной страны, за другую он не имеет права выступать до конца своей карьеры.
- На мой взгляд, пример ФИФА нам не подходит. Я выступаю за введение периода ожидания. Надо посмотреть, что делает игрок для страны, где он выступает. Пожизненное вето не соответствует духу времени.
- Господин Левитин предлагает также играть не до 11, а до 9 или даже 7 очков, чтобы сделать настольный теннис более зрелищным. Что вы думаете по этому поводу?
- Бразильцы пошли еще дальше. На последнем чемпионате мира они предложили играть до 4 очков.
- Это все-таки перебор.
- Но смысл тот же. Идея в том, чтобы игра стала бескомпромиссной с первого же очка. Но, думаю, надо пока остановиться на 11 очках. Лучше поменять что-то другое. Например, сократить паузы между розыгрышами очков. Пока игрок сходит за мячом, пока вытрет полотенцем лицо, проходит слишком много времени. Другое предложение: при счете 10:10 11-е очко становится решающим. Можно ввести тай-брейк, как в теннисе. Или при счете 2:2 по сетам сыграть укороченный сет, как в волейболе.
- Возможно ли продавать настольный теннис телевидению и спонсорам?
- Все зависит от того, насколько привлекательным будет наш вид спорта. Если китайцы будут продолжать выигрывать все, задача заметно усложнится. По телевизионной аудитории чемпионат мира в Китае дал хорошие цифры, но с футболом нам конкурировать трудно, он собирает намного больше.
- Каждый раз при приближении Олимпийских игр начинают ходить слухи, что настольный теннис будет исключен из программы. Они имеют под собой основания?
- Никаких. Четыре года назад по классификации олимпийских видов спорта настольный теннис входил в группу D, теперь мы находимся в группе С. То есть, МОК понимает, что настольный теннис развивается. Например, мы пробуем проводить соревнования смешанных команд. И мы бы хотели видеть на Играх соревнования смешанных пар. То есть, в нашем виде спорта разыгрывалось бы пять, а не четыре, как сейчас медали.
- Каким может быть вклад России в развитие настольного тенниса?
- Большим. Очень рад, что такой крупный турнир, как чемпионат Европы, проходит в России. Отличная организация, зрители на трибунах, высокий уровень участников… У Россия есть сильные сборные и талантливые молодые игроки, есть многолетние традиции настольного тенниса и желание его развивать, о чем говорят предложения господина Левитина и в целом деятельность федерации, которая ведет себя более активно, чем в прошлом. С чем-то мы можем согласиться, с чем-то нет, но в любом случае все это идет на пользу нашему виду спорта.
- В Екатеринбурге мечтают принять чемпионат мира!
- Мне об этом уже говорили. Его можно было бы провести в этом комплексе («Екатеринбур-ЭКСПО»), который по площади больше, чем те, что предлагают другие претенденты на проведение чемпионата мира. Конечно, все зависит от денег, но в любом случае это хорошая идея. И если Россия подаст заявку, мы, конечно, ее рассмотрим.
Федерация настольного тенниса России. Константин Клещев, Екатерина Князева.